Пристегнутая безопасность

10.03.2016
Любое столкновение с преградой или перевертывание автомобиля чревато для водителя (не пристегнутого ремнем безопасности) если не летальным исходом, то, как минимум, травмой. Совершенствуя технический парк, корпорация Caterpillar особое внимание уделяет вопросам безопасности. Так, для исключения человеческого фактора в вопросах ТБ, была разработана система контроля использования ремня безопасности, которая внедрена компанией «Цеппелин Украина» в промышленных условиях нашей страны и уже показала свою состоятельность.

Как при обучении вождению, так и трудоустройстве, акцентируется особое внимание на том, что ремень безопасности является крайне важным устройством, которое способно не только оградить водителя от травм, но и предотвратить летальный исход. Невзирая на тот факт, что его применение стало обязательным еще 40 лет назад, во всем мире достаточно людей пренебрегающих своей безопасностью.

Как показывают исследования, предел скорости, при столкновении на которой можно удержаться в своем сиденье, составляет всего 5 км/ч. Средняя же скорость большегрузных автомобилей колеблется от 20 до 40 км/ч и, чем она выше, тем больше потенциальная угроза здоровью, а иногда и жизни водителя.

При аварии, на человека, не пристегнутого ремнем безопасности, воздействуют высокие пиковые нагрузки (на бедра, грудь, шею и голову). Кинетическая энергия, развиваемая телом, гасящаяся во время удара, квадратично возрастает в зависимости от скорости движения. Даже на низких скоростях нагрузка на тело превышает 2 тонны. Если водитель не пристегнут, то, по заявлениям экспертов, уже при столкновении на скорости 25 км, его ноги ударяются о приборную панель и продавливают ее, что может привести к травмам бедер и коленей. При скорости 30 км, грудь, гортань и подбородок водителя ударяются об руль, а лбом человек разбивает переднее стекло. Водитель, в большинстве случаев получает сотрясение мозга. Более того, из-за компрессионного воздействия на шею, когда тело по инерции выводит голову вперед, шейные позвонки так же подвергаются критическим нагрузкам. При более высоких скоростях тяжесть травм возрастает.

В Японии подсчитали, что, используя ремни безопасности, гибели удалось избежать в 75 случаях из 100, в США - в 77 случаях из 100, а при перевертывании автомобиля - в 91 случае из 100. Директор CDC Томас Фриден менее оптимистичен. Он утверждает, что пристёгнутый ремень безопасности наполовину снижает вероятность получения серьёзных травм и смертельных случаев в результате аварии.

   

Работа в условиях карьера полна потенциальных угроз. В одних случаях их можно исключить, как смертельный травматизм при касании кузова к линиям электропередач (система блокировки подъема кузова), в других – смягчить последствия. Учитывая высокий фактор риска для жизни рабочего персонала, была создана система контроля использования ремня безопасности САТ.

- Система позволяет осуществлять многоуровневый самоконтроль и контроль операторов технического парка Caterpillar, - подчеркнул сотрудник компании «Цеппелин Украина» Максим Подгорный. – При включенном зажигании работает аудио и визуальное оповещение оператора о не пристегнутом ремне безопасности. В случае нарушений, соответствующая информация автоматически записывается в бортовом блоке электронного управления. Система контроля и напоминания о не пристёгнутом ремне безопасности совместима с интегрированными информационными системами Vision Link и Minestar/VIMS, и информация о нарушении передается диспетчеру для анализа и дальнейшего воздействия на оператора (обучение, дисциплинарное взыскание и пр.).



Кроме того, сервисные инженеры «Цеппелин Украина» дооборудовали предлагаемую систему дополнительной сигнализацией – кабина оснащена сигнальной лампой, которая включается только в том случае, если ремень безопасности не пристегнут.



Новые системы контроля и напоминания о не пристегнутом ремне безопасности успешно апробированы и в условиях горнодобывающей промышленности Украины.

- Весь парк автосамосвалов Сat785 был модернизирован и мы уже наблюдаем положительные тенденции, - подчеркнул начальник ГТЦ ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» Сергей Тырлыч. - Добросовестным водителям, в плане соблюдения правил техники безопасности, система напомнит о не пристегнутом ремне, других – дисциплинирует, и, есть вероятность, что поможет достичь структурных изменений сознания в вопросах охраны труда и промышленной безопасности.



Комплект для модернизации включает: усовершенствованную группу ремня безопасности (механизм срабатывания - более надежен и плавен; плечевой ремень выполнен в оранжевом цвете, для дополнительного внешнего визуального контроля его положения); комплект электрических кабелей; блок, с предварительно установленным программным обеспечением; монтажная арматура. Он совместим с инерционной системой комфортной езды (CRS-95), стальной ленточной пряжкой, 2-х и 3-х дюймовой системами ремней безопасности с возможностью плечевого правостороннего, левостороннего монтажа. Группа ремня безопасности удобна в обслуживании.

Монтаж системы контроля и напоминания о не пристегнутом ремне на линейку машин Cat занимает менее 2 часов как систем 12 так и 24 В, и работает независимо от систем контроля состояния автомобиля.

На сегодняшний день, оснастить такими системами возможно большегрузные автосамосвалы: 785-797, колёсные погрузчики: 988K, 990K, 994, 992, 993 - 2015.
В ближайшем будущем аналогичная система будет доступна и для гусеничных бульдозеров D10T2, D9T Tier 4.

По материалам «Цеппелин Украина»,
Автор Руслан Кохно.