«Киев» - первый отечественный дирижабль

01.09.2015

Первый отечественный дирижабль впервые был запущен в Киеве в 1911 году и получил одноименное название с городом, в котором родился и вырос его создатель Федор Фердинандович Андерс. Украинский инженер-конструктор вышел из семьи простого токаря, работающего на заводе «Арсенал», и в наследство от отца получил любовь к технике. Венцом конструкторского творения Федора Андерса стал 35-ти метровый мягкий дирижабль, который не просто пользовался огромной популярностью, а произвел настоящий фурор в самом Киеве и далеко за его пределами.

Стоит отметить, что средства для строительства «Киева» отчасти были собраны самими жителями города на специальном благотворительном «авиабалу», который был проведен в Публичной библиотеке (нынешняя Национальная библиотека по ул. Грушевского, 1). Благотворительное мероприятие собрало первых руководителей города, верхушку столичного общества, а также толпы авиаторов, журналистов и обычных горожан. Размах бала по своим масштабам полностью соответствовал целям мероприятия. Для посетителей работниками столичного театра был поставлен балет, публику развлекали сразу несколько оркестров, была организована беспроигрышная лотерея. В общем, праздник удался, а к щедрым пожертвованиям горожан Андерс прибавил свои сбережения, в результате чего стало возможным строительство дирижабля «Киев».

Впервые в полет «Киев» отправился ранним утром 6 августа 1911 г. когда Ф. Андерс при помощи своего помощника Вессера при абсолютном отсутствии ветра провел свой дирижабль над Подолом в сторону Вышгорода. Полеты «Киева» над центром столицы (современный Крещатый Парк и Европейская площадь) моментально привели к тому, что Федора Андерса просто завалили заявками. Перспектива полетать манила, как обычных горожан, желающих опробовать новинку и посмотреть на Киев с высоты птичьего полета, так и предпринимателей, увидевших в дирижабле отличную возможность прорекламировать себя над всей столицей.


В итоге «Киев» очень быстро стал первым дирижаблем во всем мире, ставшим на комерческую линию. Он курсировал между Думской площадью (сегодня Майдан Независимости) и Трухановым островом. Стоимость билета в то время составляла 50 копеек, а для учащихся имелась скидка.

Полеты «Киева» длились на протяжении года, пока в августе 1912 году его не постигла катастрофа. Тогда в день открытия первой в столице спортивной арены Федор Андерс из-за плохого самочувствия остался дома, а дирижабль доверил вести своему сыну Владимиру. После того как дирижабль набрал высоту и облетел над столицей круг, его вдруг захватило в мощный воздушный поток и стало поднимать наверх. Попытка отправить на его спасение самолет потерпела неудачу, и поднявшись на 1,5 км пилот был вынужден повернуть. В результате после нескольких часов «дрейфа» в воздушных массах оболочка аппарата набрала влагу и стала тяжелой, после чего дирижабль без жертв удалось посадить далеко за городом. К сожалению, попытка отремонтировать аппарат закончилась тем, что оболочка загорелась, и дирижабль был уничтожен.

Авария не остановила конструктора, и чуть более года спустя Федор Фердинандович закончил работу над чертежами нового дирижабля «Киев-2». В отличие от первой модели вместимость аппарата с 3-х пассажиров увеличилась до 12, а также появилась возможность приводнить дирижабль на реку. К сожалению, планам строительства новой модели помешала начавшаяся 1-я мировая война, после которой чертежи конструктора не нашли применения.

Уже в 50-тилетнем возрасте в 1919 году Андерс заканчивает Киевский политехнический институт, после чего в течение года работал на немецком заводе Цеппелин. В 1924 г. по заказу правительства Федор Фердинандович разработал уникальный на то время 100 местный дирижабль с жесткой конструкцией, но в силу различных причин на практике данный проект реализован не был.

Не стало талантливого конструктора в 1926 году, а местом его захоронения стало Байковое кладбище. От названной в его честь улицы сегодня осталась остановка транспорта, которая так и называется «Улица Федора Андерса» и символично ведет в международный терминал аэропорта «Киев».